Высокогорная дорога Ле (Лех) — Манали, из Ладакха в Химачал-Прадеш

Дорога Ле - МаналиМечта сбылась! Мы по ней проехали! По одной из самых красивых и сложных высокогорных трасс мира. Дорога Ле (Лех) — Манали. Очень утомительная, местами очень страшная, но невероятно красивая!..
Возможно, когда-нибудь я повторю этот маршрут.

Высокогорная дорога Ле (Лех) — Манали

480 км между инопланетными высокогорными знойными пустынями Малого Тибета — и зеленым туманным Химачалом с его кедровыми лесами, облаками и водопадами.
Как я уже писала, многие едут из Манали в Ле (Лех) только ради самой этой Дороги.
Она пересекает Главный Гималайский Хребет и проходит через несколько высочайших перевалов:
Тагланг Ла — 5360 м,
Лачулунг Ла — 5065 м,
Баралача Ла — 4892 м
Ротанг — 3980 м.

Дорога открыта только 2,5 месяца в году – июль, август и половину сентября. Все остальное время она закрыта в связи с оползнями, обвалами и лавинами.
Автобус проезжает этот путь за два дня с ночевкой в Кейлонге.
В пути из-за высокогорья и недостатка кислорода многих мучают симптомы горной болезни.

Про горную болезнь

Немного теории. Горная болезнь – это ухудшение состояния, которое развивается на высоте от 3 тыс. метров по причине кислородного голодания. Симптомы горной болезни – головная боль, одышка, кашель, затрудненное дыхание, нарушение координации,  тошнота, головокружение. Возникают они при резком наборе высоты. Т.е. если вы, например, на высоту 3000 м забирались постепенно в течение недели, не спеша, то организм успевает перестроиться, и все будет хорошо. Но если вас закинули туда, допустим, на вертолете, то скорее всего первые дни вы будете чувствовать себя плохо, пока организм не акклиматизируется и не перестроится.
Поэтому главный совет – набирать высоту постепенно, каждая последующая ночевка должна быть не более чем на 500м выше предыдущей, т.е. не должно быть резкого перепада высот, это аксиома.
Мы, конечно, это знали и поначалу ломали голову, как правильнее поступить — лететь из Дели в Ле на самолете, а эту Дорогу оставить на обратный путь, или же, наоборот, сначала – Дорога, а на обратном пути – самолет. Как лучше сделать?
Оба эти варианта чреваты горной болезнью, потому что Ле (Лех) находится на высоте 3500м. Прилететь на самолете сразу на 3500 – это неизбежная горняшка. С другой стороны, ехать по этой трассе совсем без акклиматизации – тоже будет не сладко. Сколько мы слышали рассказов про то, как плохо было людям на этой трассе.
После раздумий приняли решение – эту дорогу все же оставить на обратный путь, т.е. Дели-Ле лететь на самолете. Ну что ж, горняшки все равно не избежать, придется первые 2-3 дня после прилета заложить на акклиматизацию – никуда не ходить, отдыхать (как советуют опытные горники), пока организм не привыкнет к высоте.
А уже в конце путешествия, когда акклиматизация будет пройдена, обратный путь проделать на автобусе по самой красивой в мире дороге.
Как потом оказалось, это решение было очень мудрым и единственно верным!

Карта Ле — Манали

(Карту можно открыть в новой вкладке и увеличить)
Карта Ле - Манали

Итак, дорога Ле — Манали.
Отправление автобуса из Ле — 5:00 утра.
К вечеру — прибытие в Кейлонг, там ночевка.
Отправление из Кейлонга — 7:00 утра.
Цена билета включает ночевку в гестхаусе, ужин, завтрак (эти опции – обязательные, без них билет не продают).

Первый день пути — Ладакх — участок от Ле до Кейлонга

5 часов утра. Загружаем свои рюкзаки в багажное отделение. Попутчиков рассмотреть невозможно, только движущиеся тени, у одной из которых на лбу горит фонарик.
Из Ле выезжаем в полной темноте.
Первая остановка – Упши. Раннее холодное утро. Выходим из автобуса выпить горячего чайку. Хочется поскорее залезть обратно в автобус. Холодно.

После Упши дорога поворачивает и покидает долину Инда.
Въезжаем в узкое ущелье с зубчатыми фиолетовыми горами.

(Утренние фото не четкие, т.к. через стекло. Да и темновато было в ущелье – солнце еще не взошло)
Горы после Упши

Сиреневое утро, фиолетовые ребристые слоистые горы.
Ущелье

Солнце взошло.
Дорога к первому перевалу

Высокогорная трасса

Первый перевал на пути — Тагланг Ла (5325 м)
Автобус останавливается. Две минуты, чтоб сделать фото.
Синее-синее небо. Очень прозрачный воздух. Снег на вершинах. Сильный ветер. Холодно.

Перевал Тагланг Ла

После первого перевала начинается необитаемая равнина Мор, которая лежит на высоте 4 тыс. метров.

Равнина Мор

Дорога и вправду очень красивая. ОЧЕНЬ.

Разноцветные горы

Высокогорная дорога Ле - Манали

Дальше начинаются ландшафты в стиле Каппадокии

Фигуры из камня

Склоны гор

Гималаи. Дорога Ле-Манали

Палатки на берегу реки

Сарчу. Остановка на перекус. Можно погулять, размять ноги.

Сарчу. Остановка

Цветные горы

Ближе к Кейлонгу склоны становятся все более зелеными.

Горная дорога

Кейлонг, ночевка

К вечеру приехали в Кейлонг.
Выгрузились из автобуса, смотрим – отель такой приличный, не маленький такой. Ломанулись к нему, радостные. Но на пути стоит работник отеля в форменной одежде и с вежливой улыбкой мягким жестом всех направляет к палаткам, которые стоят в сторонке. Ээх, а мы-то думали…

Отель и наши палаточки
Кейлонг

Палатки большие, на 5 кроватей. Сложили рюкзаки и пошли на разведку.
Вдруг слышим:
— Как де-ла? Хо-ро-шо?
Упс… Немец! А мы были уверены, что одни русскоязычные в этом автобусе, и нас никто не понимает :-)
Немец – архитектор. Учился в Москве в МАСИ, очень хорошо говорит по-русски, любит русскую природу, на Байкале был раз пять-шесть, в Иркутске у него живет друг, на Алтае бывал, сплавлялся на катамаране по Катуни. Любит Россию («красивая природа, красивые люди»). Отсюда сразу едет в Дели,  затем — Непал, погулять по горам.

Кейлонг
Горный пейзаж

Кейлонг, судя по всему, душевный городок, очень живописный. Интересно было бы побыть здесь подольше, погулять-побродить по окрестностям.
Это уже Химачал-Прадеш, долина Лахул. Кейлонг — ее главный город.
Путеводители пишут, что многие путешественники видят этот город «мало и в темноте», поскольку здесь останавливаются на ночевку автобусы, идущие по маршруту Ле-Манали. Но если остаться здесь на несколько дней, то можно получить огромное удовольствие от посещения горных деревень и средневековых монастырей, где совсем нет туристов.

19:30 — ужин. Все пассажиры нашего автобуса уже проголодались к этому времени и досрочно собрались в столовке. После ужина сразу спать — все измучены этой прекрасной дорогой, да к тому же не выспались, т.к. встать сегодня пришлось очень рано, ведь автобус из Ле отправлялся в 5 утра.
Высота здесь 3300, для наших акклиматизированных организмов — нормально.

Второй день пути — Химачал-Прадеш — от Кейлонга до Манали

Рассвет в Кейлонге
Лучи солнца на горе

Утро. 6:30 — завтрак, 7:20 — отправление из Кейлонга.
Старайтесь плотно не наедаться, т.к. впереди — очень утомительная трясучая дорога на Ротанг.
Ротанг – самый последний перевал на этой трассе, всего лишь в 50 км от конечной точки (Манали). И хотя он не такой уж высокий (3978м), но – самый коварный и непредсказуемый. На этом участке довольно часты оползни, обвалы, снегопады, и тогда движение через перевал перекрывают. Поэтому путеводители советуют иметь немного времени в запасе, когда путешествуешь этой дорогой. Именно из-за Ротанга.
В обход этого перевала строится тоннель, но когда он будет построен – неизвестно.

Выехали из Кейлонга
Дорога в горах

Автомобили на горной дороге

Перевал Ротанг

Наш автобус карабкался все вверх и вверх. Мы всё ждали – ну когда же, когда же этот мифический Ротанг. Вроде все спокойно, никаких завалов-заносов-оползней. Только дорога ужасная, местами асфальта нет, трясет неимоверно.

Дорога на перевал Ротанг

Наконец вскарабкались – и вот он, Ротанг! Поистине мифический – весь в тумане и облаках.
Сначала показались овечки с пастухом.

Стадо овец на перевале

Затем – лошадки для катания туристов и «инфраструктура», по которой мы, собственно, поняли, что это и есть Ротанг, что мы до него наконец-то добрались.

Перевал Ротанг

И – туман… Да не просто туман, а настоящий ТУМАНИЩЕ!!
Он такой плотный, что машины не едут, а потихонечку крадутся в этом белом месиве.

Белый туман

Облака лежат на дороге, на склоне, внизу, наверху. Перевал Ротанг ВЕСЬ покрыт облаками. Иногда они чуть-чуть рассеиваются, и сквозь них далеко внизу проглядывают зеленая лужайка и речка.

Облака накрыли перевал Ротанг

Задний ход на краю обрыва, в облаках, чтобы разъехаться с военным грузовиком. Помощник водителя контролирует ситуацию.

Автобус на краю обрыва

Разъехались!
Вот такая она, дорога Ле - Манали

Горы. Туман

Дорога местами реально страшная
Страшная горная дорога

Из тумана материализуются высоченные сосны.

Сосны

После перевала спускаемся в долину Куллу. Насколько же она не похожа на Ладакх… Зеленая, влажная, туманная… И водопады с гор. Совсем другой мир.
Я высунулась в открытое окно, впитывая эти новые краски, новые запахи и звуки…

Химачал-Прадеш

Долина Куллу — долина реки Беас. На склонах гор лежат облака.

Река Беас

Подъезжаем к Манали… Но нам нужен не сам Манали, а деревня Васишт в 3 км от него, на другом берегу реки Беас. Мы хотим пожить там пару-тройку дней.

Васишт - окончание пути из Ле в Манали

Автобус останавливается: «Кому Васишт – здесь короткая дорога».
Выскакиваем, забираем свои рюкзаки и начинаем подниматься вверх по живописным ступеням.
Васишт!!
Зеленые горы, яблоневые сады, внизу – бурлящая река, гималайские сосны на скалах, облака и туман. Совсем другой мир…
Сбрасываем рюкзаки в симпатичной кафешке, заказываем сок. Ура, мы добрались.

Васишт. Яблоневые сады

Дорога Ле — Манали, послесловие

Вот что хочу сказать в заключение.
НИКОМУ из нашего автобуса в пути не стало плохо, никого не выворачивало, как часто бывает на этой знаменитой трассе, судя по многочисленным описаниям, когда всех тошнит от постоянных поворотов и от высоты.
Объяснение этому замечательному факту я вижу в следующем.
Мы ехали не вверх (Манали-Ле), а вниз (Ле-Манали). Хотя перевалы все те же, высокогорные, с недостатком кислорода, но мы уже все были акклиматизированы наверху в Ладакхе. Поэтому мой однозначный совет – оставлять эту дорогу на обратный путь, а не на путь «туда».
Еще — не надо перед этой дорогой (и во время пути) наедаться. Тогда намного легче переносятся серпантины и высокогорье.
А проехать по этой легендарной трассе однозначно стоит!

Читайте также:Ладакх, дорога
Высокогорная дорога из Леха в долину Нубра (Ладакх) — еще одна замечательная высокогорная трасса в Ладакхе в индийских Гималаях, проходящая через перевал Кардунг Ла (5602 м)

Высокогорная дорога Ле (Лех) — Манали, из Ладакха в Химачал-Прадеш: 4 комментария

  1. Елена

    Татьяна, очень красивая дорога! Не увидела цену билета. Сколько стоит весь путь Ле-Манали и можно ли купить билет только до Кейлонга, потом дня через два в Манали.

    1. Татьяна Автор записи

      Елена, цена на туристический автобус — 2200 рупий, сюда входит ночевка в Кейлонге, ужин и завтрак. Насчет того, чтобы купить билет только до Кейлонга — думаю, что можно, потому что в нашем автобусе ехали тибетские тётечки, которые вышли в Кейлонге.
      Кроме туристического автобуса по дороге Ле-Манали ходят государственные автобусы, они значительно дешевле, но у нас не получилось купить на него билет, потому что «автобус из Манали не пришел, приходите завтра», на следующий день — то же самое, автобус так и не пришел.

    1. Татьяна Автор записи

      Елена, на такси цену не знаю. Если что, водители такси тусуются на автовокзале, там можно узнать, и можно с кем-то скооперироваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *