Высокогорная дорога из Леха в долину Нубра (Ладакх)

Дорога в долину Нубра Долина Нубра — это реальное ЗАПРЕДЕЛЬЕ… Это одно из тех мест, куда со страшной силой тянет вернуться. Находится она на севере Ладакха, в индийских Гималаях, между Каракорумским и Ладакхским хребтами, и образована слиянием двух рек – Нубры и Шайок. Это высокогорная пустыня с несколькими оазисами и населенными пунктами в них, растительность здесь только по берегам рек.
Долина Нубра

В стародавние времена по этим местам проходили караванные пути, и интернет пишет, что якобы с тех пор здесь бродят одичавшие двугорбые верблюды, которые пасутся себе в зарослях облепихи в песчаных дюнах между Хундером и Дискитом.
Очень мы хотели увидеть и песчаные дюны, и заросли облепихи, и повстречать одичавших двугорбых верблюдов, да и просто погулять там, потому что тамошние пейзажи обещали быть потрясающими. Я, честно говоря, плохо представляла себе песчаные дюны в горах на высоте свыше 3000 м, а уж верблюдов там и подавно не могла представить.
Дорога из города Лех в долину Нубра интересна во-первых своей красотищей и во-вторых тем, что она проходит через самый высокий автомобильный перевал в мире — перевал Кардунг Ла (высота 5602 м).

Карта и практические данные про дорогу из Леха в долину Нубра

Вся дорога от Леха до Дискита составляет всего 125 км. Цифра вроде небольшая, но будьте готовы к тому, что весь путь представляет собой горный серпантин, большая часть которого проходит по каменистой грунтовке, где нехило трясет, плюс постоянные повороты, плюс Кардунг-Ла — высочайший перевал, на котором ко многим приходит горняшка.
Подробнее:
От Леха до первого чек-поста (где проверяют пермиты) – асфальт (30 км).
От чек-поста до перевала (15 км) – грунтовка с камнями, которая продолжается еще примерно километров 15-20 после перевала.
Асфальт снова начинается примерно на уровне первой воинской части.
От перевала до Дискита — 80 км.

Карту можно открыть в новой вкладке и увеличить
Долина Нубра, карта

Пермит в долину Нубра

В долину Нубра надо оформлять пермит, т.к. это приграничная территория (Индия здесь граничит с Пакистаном). Пермит – это пропуск на въезд. В данном случае он выдается только на 7 дней и не продлевается. Делается за сутки — подаешь документы в любое турагентство в Лехе (в первой половине дня), на следующий день забираешь.
Лучше заглянуть в несколько турагентств, т.к. цены на эту услугу у всех разные (в среднем 400 рупий/чел). И сделайте сразу несколько ксерокопий, т.к. их придется отдавать на чек-постах.
Еще такой нюанс. Если вы хотите после Нубры поехать на озеро Пангонг или Морири, то имеет смысл пермиты делать отдельные, потому что прямой дороги между этими тремя пунктами нет, только через Лех, так что все равно придется возвращаться. Оговорите это сразу и удостоверьтесь, что вас правильно поняли (озера граничат с Китаем, и туда тоже нужно получать пермит).
Мы рассчитали так: сначала возьмем пермит в Нубру, съездим туда, вернемся в Лех и сделаем пермит на какое-то из озер. Но с нашими планами оказалась засада! При получении обнаружилось, что в один пермит нам засунули сразу все – и Нубру, и Пангонг, и Морири. Вписали в наш пермит каких-то двух французов и выдали сразу на всё. Т.е. за 7 дней мы должны успеть и в Нубру, и на какое-то из озер. Это нереально, ведь хочется не просто галопом туда, галопом обратно, хочется ведь там побыть-погулять… Так что с Пангонга мы возвращались с просроченным пермитом, но это уже совсем другая история.

Итак, дорога в долину Нубра

От Леха к перевалу
На перевал

На перевал

Дорога перед перевалом

Небольшой совет из личного опыта. Перевал Кардунг Ла — высота нешуточная, и на нем поджидает неумолимая горняшка: давит голову и трудно дышать. Поэтому на перевале лучше не зависать, быстренько пофоткать (если вы – фотоманьяк) – и сразу ехать дальше вниз, сбрасывать высоту. Тогда есть вероятность, что горняшка не успеет к вам нагрянуть.
Правда, это не всегда получается. Нам пришлось на перевале задержаться — дорога была перекрыта, велась расчистка ее от завалов, пришлось ждать.

Перед перевалом. Расчистка завалов.

Перед перевалом работает экскаватор

Расчистка завалов

И вот, наконец, самая высшая точка — перевал Кардунг Ла!

Кардунг-Ла

Надпись на щите:
«Добро пожаловать на Кардунг Ла (5602м) – высочайший автомобильный перевал в мире».
Перевал увешан буддистскими флажками с мантрами.

Перевал Кардунг-Ла

Индуисты тоже не обошли этот перевал своим вниманием – в углублении сделан алтарь.

Индуистский алтарь на перевале

Дорога сразу после перевала

Горы после перевала

Дорога, как я уже говорила, не из легких: на протяжении примерно 35 километров (перед перевалом и после) асфальта нет, каменистая грунтовка, плюс постоянный серпантин с резкими поворотами. Но зато когда заканчивается грунтовка, начинается асфальт и наконец въезжаешь в долину Нубра, то начинается такая неописуемая красотища, что хочется останавливаться каждые 5 минут, впитывать ее в свой мозг и в свое сердце и бесконечно фотографировать…
Сначала — разноцветные горы, и ты едешь по их склонам.

Дорога на склоне горы

Дорога и желтая гора

Потом открывается селение внизу в долине, желтые ячменные поля, зеленые травы вокруг полей, домики с красными крышами, горная речка с мостиком, черная асфальтовая дорога красивой змейкой вьется в разноцветных скалах, и над всей этой красотой – синее-синее небо.

Селение в долине

Дорога и горы

Ячменные поля

Потом начинаются каких-то невероятных форм высоченные горы по правому берегу. А внизу (видимо, там проходило старое русло реки, или в паводок водой намывает такие причудливые формы) – какие-то невероятные выступы, ущелья, башенки и разные фигуры, вплоть до египетских сфинксов. Ты едешь вдоль этого чуда по левому склону и не можешь оторвать взгляд.

Причудливые горы долины Нубра

Фигуры из песка

Затем, за поворотом начинаются Золотые Горы, а внизу узкой полоской вдоль гор вьется река, и ровная-ровная песчаная долина. Кажется, будто там внизу широкая взлетная полоса — прямые длинные линии на песке, уходящие вдаль.

Ровная долина внизу

Дорога и Золотая Гора

Поворот дороги и золотая гора

Гора в долине Нубра

Чистое золото
Горы из золота

Горы в долине Нубра потрясающие — разных цветов и фактур.

Разноцветные горы долины Нубра

Гималаи

Здесь расположено множество воинских частей (близость границы с Пакистаном), и по дорогам ездят колонны военных грузовиков — больших темно-зеленых монстров. Но эти монстры кажутся муравьишками на фоне величественных гор.

Машины в горах

А потом, по левому берегу, на желтых горах – вдруг яркие фиолетовые камни. Большущие такие валуны. Они разбросаны по всему склону, фиолетовое на золоте — очень красиво.
Потом дорога спускается в самый низ долины и становится узкой-узкой. Слева – скалы уходят высоко ввысь, а справа… А справа – река! Она вдруг бурлит прямо у тебя под ногами, широкая, быстрая, сильная.

Река и золотая гора

Затем, левый поворот на Дискит и – песчаная буря.
Мой фотик забился пылью, и перестал работать затвор. Колючие песчинки противно стреляли по лицу.

Песчаная буря в долине Нубра

буря

Дорога сквозь песчаную пыль

Мы ехали по самому низу долины, по широкому песчаному полю, река осталась где-то далеко справа, там, где виднелись огромные отмели с кустарником, очень похожие на наши волжские острова.
Затем дорога поднялась немного вверх. Слева – скалы, справа – вид на долину. Непонятно, песок там или вода, потому что над всей этой гладью стояла какая-то взвесь, то ли песчаная, то ли водная.
А дальше, далеко справа — река. Она казалась такой широченной, до самых дальних гор. Это было очень странно и не похоже на горную страну в моем привычном понимании. Высоко в Гималаях – и вдруг такие просторы! Это было очень удивительно.

Долина Нубра в Гималаях

И вдруг дорога стала серпантином снова подниматься вверх. Река подошла к самым скалам. Слева – скала, справа внизу – река. И узкая дорога с многочисленными поворотами.
Опять вверх? Когда же, наконец, Дискит?
Время от времени мы останавливались, чтоб сделать несколько кадров этого удивительного пейзажа. Однажды мы остановились, чтоб просто посидеть на большом камне на краю дороги.
Я сидела, смотрела вдаль и не могла понять, то ли это долина Нубра высоко в Гималаях, то ли родные волжские просторы – с песчаными отмелями и островами, поросшими кустарником…
До Дискита добрались к вечеру. Остановились в первом попавшемся гестике, который оказался очень классным и уютным.

Долина Нубра, гестхаус в Диските

Читайте также и про другую высокогорную дорогу:
Высокогорная дорога Ле-МаналиВысокогорная дорога Ле — Манали, путь из Ладака в Химачал-Прадеш
Про самую красивую, самую сложную и самую офигительную трассу в индийских Гималаях

А затем были три дня погружения в эту нереальную запредельную долину Нубра и обратная дорога из Дискита в Лех, когда вся эта красотища разворачивается перед тобой в обратном порядке.

Высокогорная дорога из Леха в долину Нубра (Ладакх): 6 комментариев

  1. Наталья

    Горы поражают своей красотой и величием! Когда я впервые увидела картины Рериха, то решила, что в реале не могут быть горы таких цветов, что, мол, это фантазия художника, его видение мира. Но Ваши фото, ведь, не фантазия! Удивительная красота — голубые горы, горы цвета лаванды! А Золотые горы — дух захватывает от такой красотищи! Вобщем, у меня одни восклицания и восклицательные знаки!

    1. Татьяна Автор записи

      Наталья, да! Я тоже долгое время думала, что Рерих сильно преувеличивает, пока не увидела эти разноцветные Горы своими глазами.

  2. Елена

    спасибо за этот потрясающий блог, интересное и увлекательное повествование и замечательные фотографии. Уже как пару-тройку часов не могу оторваться. Окунулась, что называется, с головой. Вы делаете действительно полезные вещи — рассказываете и показываете интересные места глазами туриста.

  3. Ольга Емельянова

    Танюшка, это так здорово! У меня нет слов, чтобы сказать, что я испытываю, когда смотрю твои фотографии и твоё описание всего. Мне почему-то хочется одновременно и плакать, и смеяться. Что-то происходит в душе!!?? Душа как будто летит и сердце замирает…Я не представляю, что ты испытывала там….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *