Перевал Торонг Ла – Муктинатх, трек вокруг Аннапурны (Непал)

ПОМОГАЮ ОФОРМЛЯТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗЫ В ИНДИЮ
С 16 марта 2022 Индия выдает электронные туристические визы на 30 дней, 1 год и 5 лет.
visa@india-trip.ru
Viber/Whatsapp: +79171147744

Перевал Торонг ЛаПосле перевала Торонг Ла – дооолгий и очень красивый спуск. С высоты 5416 мы должны спуститься в Муктинатх (3800 м), т.е. перепад высот на спуске = 1600 метров.

Схема высот сегодняшнего 13-го дня:
Обозначение высот

Вид, который открывается с перевала Торонг Ла, как я уже писала, манит скорее продолжить путь, чтобы заглянуть в этот невидимый отсюда Нижний Мир.

Вид с перевала

Да и головная боль не дает задерживаться на перевале – и мы начинаем спуск.

Начало спуска с перевала

Тишина. Белое Безмолвие. Одиночество. Красота. КОСМОС!!!!!!!!
Мы одни во всей Вселенной!!..

Космос

Я рада, что надела кошки, потому что действительно спуск местами крутой и скользкий, и есть участки, где можно запросто скатиться на пятой точке. Так что купить кошки было правильным решением, в своих кроссовках мне было бы неустойчиво.

Белое безмолвие

В невидимом отсюда Нижнем Мире в огромном котле варится неведомое зелье, и оттуда поднимаются клубы пара. Притворившись облаком, этот пар заползает в Верхний Мир, наползает на вершины и заполняет собой все расщелины.

Облака поднимаются снизу

Перевал Торонг Ла, облака

Иногда каркает ворона. Добрый знак, – говорим мы.
(Откуда здесь взяться вороне?? Может, это глюк?)

Спуск с перевала

С погодой нам очень повезло. Никакого обещанного ветра не случилось ни на перевале, ни позже. Очень тихо и солнечно. И эти сказочные облака. (Все отчеты пугают сильными ветрами на перевале после полудня, поэтому треккеры выходят в такую рань, чтоб перевал пройти до полудня)

я

В облаке

Затем нас догоняет Галя, и дальше мы идем параллельно с ней.

На спуске

Галин портер Карка уходит далеко вперед, садится на камень на солнышке и медитирует на пейзажи, ожидая, пока Галя его догонит. Галя догоняет его и садится рядом.
– Мустанг, – говорит Карка на одном из привалов.

Королевство Мустанг – район Непала в верховьях реки Кали-Гандаки. Условно делится на Нижний и Верхний. Начинается от деревни Гхаса на юге и тянется на север до границы с Тибетом. Условная линия раздела между Верхним и Нижним Мустангом проходит в районе деревни Кагбени.
Административный центр Мустанга – городок Джомсом, в котором есть аэропорт.
Верхний Мустанг (“закрытое королевство”) – одно из самых таинственных мест на Земле. До 2008 года там сохранялась королевская власть (король и сейчас не утратил своего статуса как символ), и называется эта территория Королевство Ло. Чтобы попасть в Королевство Ло, надо получить особое разрешение, которое стоит 500 долларов, и перемещаться по региону в составе группы.

– Вон там Верхний Мустанг, – говорит Карка, – а там Нижний.

Горы и облака

Все чаще вместо снега попадаются каменистые участки тропы, но свои кошки я пока не снимаю, потому что впереди виден длинный крутой участок спуска со скользким обледенелым снегом.
Иногда тропинка идет по самому гребню,

Тропа с перевала Торонг Ла

а затем снова уходит куда-то вниз в нагромождение облаков и снегов.

Продолжение спуска

Галя и ее портер Карка
Галя и Карка на фоне облаков

Про чувство страха.
Видимо, при сильной усталости оно атрофируется. Была пара участков, где тропа сужалась до ширины одной стопы, и я спокойно проходила эти участки. Просто шла и всё, как будто по ровному месту, а не по краю обрыва. Ну и кошки, конечно, придавали устойчивости и уверенности.

Идем вчетвером. Я расспрашиваю Галю, как ей идется с портером, и она рассказывает про Карку, про государственную систему поддержки портеров в Непале и все такое. Очень интересно.
Галю, в свою очередь, удивляют размеры наших рюкзаков.
– Как вам это удалось? – спрашивает она.
– Мы сразу решили, что пойдем без портера, поэтому пришлось ужиматься. Обычно я беру больше вещей, конечно. Но в этот раз всё оказалось так продумано, каждый грамм, ничего лишнего.

Вдруг откуда-то сзади слышится непонятный звук. Что это? Не можем определить источник этого звука.
Затем на гребне появляется маленькая точечка. Велосипедист! Это скрип тормозов! В этой тишайшей тишине он слышен далеко-далеко.
Спустя какое-то время нас обгоняют те трое ребят на велосипедах, которых мы обошли на подъеме. Временами они едут то по самому гребню, то по краю обрыва. Невероятное чувство равновесия у этих ребят!

Спуск с перевала Торонг Ла

…В Муктинатх мы приходим уже в полной темноте. Вчетвером. Если бы не встреча с Галей и ее портером Каркой, то сами в темноте до Муктината мы бы не дошли, тем более без фонарика.
Шли всё вниз и вниз по какой-то долине, переходили речку по длинному узкому подвесному мостику, в полной темноте, только слышно было, как внизу шумит вода, и казалось, что этот мостик – самый длинный за весь трек. Скорее всего, это просто показалось в темноте. Затем долго спускались на ощупь по каким-то бесконечным ступеням…

Пришли в Муктинатх. Доминирующее чувство – усталость. Вернее так, большими буквами: УСТАЛОСТЬ.
Сунулись в один отель, в другой – всё “фуль”.
Очень хочется теплый номер с горячим душем, погреться-искупаться после нескольких дней холода.
Мы с Каркой остались сидеть на крылечке какого-то отеля, в котором не было мест, а Галя и мой товарищ ушли куда-то в темноту искать номера с душем.
Вдруг – опа! – питерцы. Они остановились именно в этом отеле, на крыльце которого мы сидим, уже искупались и отдохнули. На перевал они стартовали из Хай Кемпа, пришли в Муктинат в 2 часа дня (Вот это лоси! Снимаю шляпу перед их скоростью).
Мы очень устали и хотим здесь денек отдохнуть. Сил нет завтра куда-то идти.
– Заселяйтесь завтра в нашу комнату, номер 105, – говорит один из них. – Шикарная комната, очень теплая, солнечная, на этаже горячий душ с газовым котлом. Мы завтра утром уходим. У нас один товарищ не пошел через перевал, спустился вниз, улетел в Кагбени и ждет нас там.
– Как интересно, – заинтересовалась я. – На чем улетел, сколько стоит перелет?
– Сами пока ничего не знаем. Завтра узнаем.

Подошла девушка в длинной красной юбке, стала напротив нас и начала разговаривать с кем-то стоящим за нашими спинами. Говорила она мужским голосом. Странно, этот голос точно из нее исходит? – думаю я, и тут же вспоминаю, что читала в одном отчете упоминание про местного трансвестита, работающего менеджером в отеле “Боб Марли”. Ну правильно, соседний отель – как раз “Боб Марли”. 🙂

Мой товарищ нашел в каком-то дальнем отельчике свободную комнату с солнечным душем внутри и вернулся за мной. Галя осталась продолжать поиски, т.к. ей предложили комнату без окон, и она пошла смотреть другие отели.
Так мы расстались с этими чудесными людьми – отважной русской девушкой Галей и ее помощником портером Каркой. Получилось, что с Галей я даже не попрощалась. Мне очень хотелось, чтоб мы где-нибудь еще с ними пересеклись, как постоянно пересекаемся с питерцами, но нет, больше мы с ними ни разу не встретились. (Галя, если ты вдруг случайно когда-нибудь наткнешься на эти записи, дай мне знать, пожалуйста)

Ужинать не пошли: есть не хотелось, да и сил не было. Единственное желание – принять горячий душ и рухнуть в постель.
Из душа лилась ледяная вода. Греть ее кипятильником, чтоб умыться, сил не было. Стерла влажной салфеткой остатки защитного крема с лица и завалилась спать.
Спалось очень плохо: кровать была жесткая, как камень, и болели мышцы ног. (И вот опять же: сейчас, по прошествии времени, я уже не помню, чтоб они болели, но раз так написано в моей тетрадке, значит, болели :-))

Для справки.
Внизу под перевалом есть несколько домиков, где можно не только выпить горячий чаёк, но и перекусить. Возможно, там можно и заночевать, если чувствуете, что до темноты в Муктинатх не успеть.

Домики под перевалом Торонг Ла

Итак, сегодняшние высоты:
Торонг Педи – 4450 м
Торонг Ла – 5416 м
Муктинатх – 3800 м.

Лирическое отступление.
Перед поездкой я прочитала несколько отчетов по треку вокруг Аннапурны и вот что хочу сказать.
Всего лишь в одном из них женщина подробно описывает, как ей было тяжело подниматься на перевал, как ее выворачивало от горняшки, как она села на камень и разревелась, потому что не могла идти дальше. Причем, эта женщина в миру работает преподавателем йоги, т.е. образ жизни явно не сидячий, да и помоложе нас. Остальные отчеты были написаны в формате “пришел – увидел – победил”.
Некоторые вообще агитируют: “Это легкий пенсионерский трек, его проходят целые группы пенсионеров из Европы”.
Да, действительно, на треке встречаются группы немолодых европейцев с гидами и портерами. Возможно, эти люди постоянно занимаются спортом (судя по их подтянутым моложавым фигурам) или постоянно гуляют по своим Альпам… В общем, спортивные подготовленные ребята, судя по всему. Возможно, они идут на таблетках от горняшки: диамокс, еще что-то (лучше обойтись без них из-за их вредности для печени).
Еще существенный момент. Многие отчеты пишутся не на месте, не по горячим следам, а спустя какое-то время, уже дома. Когда проходит время – трудности забываются, причем довольно быстро. В памяти остается только нереальная красотища и полет души, и в отчетах поэтому – сплошная легкость бытия.
В общем, людям в возрасте и ведущим малоподвижный образ жизни (типа меня) лучше не ориентироваться на такие отчеты. Подъем на перевал Торонг Ла – не прогулка, и к нему надо готовиться еще дома – больше ходить пешком, подниматься на какие-то горки, лучше с рюкзаком, и т.п. Не повторяйте мои ошибки! Я поначиталась, что это “легкий пенсионерский трек” и не готовилась вовсе, понадеявшись на свое крепкое здоровье. В результате было ОЧЕНЬ тяжело.
Так что, готовьтесь заранее. Но зато потом… Это останется на всю жизнь!..