Туристические визы на 30 дней, 1 год и 5 лет.
Выдаю чеки физическим и юридическим лицам.
Обращайтесь!
E-mail: visa@india-trip.ru
Viber/Whatsapp: +79171147744
Telegram: @india_trip_ru
День 4. Пхуркия – Зеро-поинт – Пхуркия
Рано утром оставили рюкзаки в своем круглом домике и отправились в путь.
Немного пройдя, наткнулись на препятствие – ручей с обледенелыми камнями. Солнышко сюда еще не добралось, камни за ночь покрылись льдом, и перейти ручей по ним невозможно, нога соскальзывает в воду. Пришлось таскать сухие большие камни и кидать в ручей, чтоб перейти по ним. В таких случаях очень пригождаются трекинговые палки для упора, без них я бы не смогла скакать по мокрым скользким камням.
А дальше – сплошная красота и радость: синее небо, белые вершины, зеленые склоны.
По всему склону – заросли рододендронов. Можно себе представить, какая красотища здесь весной.
Немного не доходя до точки Зеро-поинт, тропа приводит к ашраму бабы, которого зовут Свами Дхармананд. И отсюда уже хорошо виден ледник.
Небольшой храмик, сложенный из камней, и перед ним – Нанди.
Здесь уже много лет обитает Свами Дхармананд, улыбчивый доброжелательный баба, который с удовольствием общается и кормит проходящих мимо трекеров вкусной кашкой с масала-чаем, при этом раздавая визитки.
Дворик бабы.
В горах солнце яркое, и такие нагреватели воды можно нередко увидеть в Гималаях.
К бабе мы еще вернемся, а сейчас идем на Зеро-поинт.
Вот и оно! Зеро-поинт (3650 м). Конечная точка трека.
Имейте в виду, что Зеро-поинт не является началом ледника. Если вы думаете, что подойдете непосредственно к леднику, то вас постигнет разочарование. Мы полагали, что “Трек к леднику Пиндари” – это именно к леднику, и мы зайдем на него ногами, потрогаем руками и всё такое. В интернете можно прочитать даже, что Пиндари трек – это “Восхождение на ледник Пиндари”. Не верьте.
Хотя, конечно, разочарования никакого нет, виды вокруг впечатляют своей грандиозностью и суровой красотой!
Вы стоите на узком гребне, перед вами ледник и заснеженные вершины, под вами ущелье, из которого вырастают спины динозавров, и крутые сыпучие склоны, и страшно подойти к краю.
На обратном пути зашли к бабе немного посидеть.
Спросили, давно ли он здесь живет, круглый ли год здесь находится, и всё такое.
Информация со слов бабы. Живет он здесь 29 лет. Уходит в декабре, возвращается в марте. С декабря по март живет в Кхати, там его школа, которую он курирует. Родом он из Ориссы.
Да, еще мы спросили названия горных вершин, которые видны с Зеро-поинт, и записали с его слов.
Слева направо: Бальджури, Панвали двар, Нанда Кхат, перевал Пиндари (он же ледник), Чангуч, Нанда Кот.
Еще заинтересовала скромная вывеска, прижатая камнями от ветра, со словами “Шива Шакти питх”.
Как мы знаем из сериала “Бог богов Махадев”, родители Сати были против ее брака с богом Шивой, особенно злобствовал отец, который Шиву вообще не признавал и всячески это демонстрировал. Однажды он проводил в своем доме яджну (огненное жертвоприношение). Это было очень крутое мероприятие, на которое были приглашены важные гости, но Шиву (своего зятя) он не пригласил, и Сати пришла в дом отца одна. Отец в своем ключе – он унижает Сати, проклинает Шиву, яджна срывается, все выходят из себя, и Сати в отчаянии совершает самосожжение.
Дальше вообще апокалипсис – Шива приходит в ярость и начинает всё крушить. Вселенная на грани гибели. Бог Вишну (хранитель мироздания) пытается остановить разрушение мира, но тщетно. Шива сжигает все на своем пути… Затем он берет на руки тело Сати и уходит в Гималаи… все выше и выше… в космос.
Боги пытаются вернуть Шиву на Землю, поскольку тримурти (Брахма-Вишну-Шива) не должно быть разрушено, иначе Вселенная погибнет. Но Шива ничего вокруг не замечает, в глубоком горе он несет тело Сати где-то в космосе. И тогда Вишну по просьбе богов применяет свое секретное оружие – сударшана-чакру (это такой огненный диск, который Вишну держит в правой верхней руке). Он разрубает тело Сати сударшана-чакрой на множество частей. Эти части падают на Землю. Цель достигнута – Шива спускается на Землю в поисках Сати. Вселенная уцелела.
Такая жуткая печальная трагичная история.
Так вот, Шакти-питхи – это те места на Земле, куда упали части тела Сати. Считается, что всего таких мест несколько десятков, большинство из них находится в Индии, остальные на Шри-Ланке и, возможно, в близлежащих странах. В этих местах божественная энергия Шакти проявляется с особой силой (Шакти – это женская энергия, женское начало, женская форма бога, изначальная богиня-мать). В таких местах индусы возводят храмы и поклоняются Шакти (в форме Дурги, Кали, Парвати, Лакшми и т.д.)
Являются ли эти горные склоны тем местом, куда упал один из кусочков тела Сати, я не знаю. Мы не спросили Свами Дхармананда, что он конкретно имел в виду, когда рисовал эти слова про Шакти-питх. Быть может, он знает из каких-то своих тайных источников, что это место и есть одно из тех, либо ему просто захотелось так считать. Либо просто он имеет в виду, что эти места входят в состав национального парка Нанда Деви, и поскольку Нанда Деви – священная гора, тем более “Деви”, то здесь энергия Шакти проявляется тоже с особой силой. Либо это просто название ашрама и ничего более. В общем, мы не задали ему этот вопрос про Шакти-питх, почему-то в тот момент это не показалось удивительным. А вот сейчас стало интересно.
______________________________________________
Посидели немного, угостились кашкой, оставили донейшн, как положено, и пошли себе дальше. Любителем ашрамов я не являюсь, особого трепета к бабАм не испытываю. Ну выбрал человек такой образ жизни, его право. На мой взгляд в миру жить сложнее и ответственность выше. Перед уходом баба дал нам визитку, я сунула ее в карман и забыла.
Вернувшись домой и разбирая свои записи, я наткнулась на эту визитку. Из нее увидела, что главное дело его жизни – “Himalayan Villages Educational Development Programme” – Программа образования и развития гималайских деревень. На визитке указан сайт himved.org.
Заинтересовалась, открыла этот сайт и вот что прочитала:
“Туризм является единственным источником дохода для горстки деревень, расположенных на удаленных склонах Уттаракханда. В регионе не хватает средств на развитие инфраструктуры, не хватает образовательных учреждений, и в результате молодежь уезжает на равнины или в города. В 2010 году несколько местных школ были на грани закрытия. Бабаджи Свами Дхармананд вмешался, чтобы оказать поддержку в найме учителей, и таким образом родилась Гималайская Программа Образования и Развития Деревень (himved). Главная задача этой программы – обеспечить каждому ребенку в регионе достойное образование. Бабаджи помогает нанимать и выплачивать зарплату 29-ти учителям в 15-ти школах с общей численностью учащихся более 1500 человек.”
Также там несколько фотографий и немного информации о самом Свами Дхармананде:
“Свами Дхармананд, которого с любовью называют Бабаджи, впервые переехал в Пиндари в 1990 году. С тех пор Бабаджи жил в суровой каменной хижине, расположенной в безмятежной долине между снежными горами, и посвятил свою жизнь медитации. Бабаджи также занимается изучением окружающей среды и помогает защищать и развивать лес и дикую природу вокруг. Кроме того, он поддерживает исследования ледников своими обширными знаниями о жизни на леднике Пиндари. Бабаджи активно участвует в социальной работе в близлежащих деревнях и является важной частью их повседневной жизни.”
И дальше:
“Himved управляется исключительно пожертвованиями людей. Бабаджи приветствует любую поддержку, будь то денежную или добровольную”… и указаны реквизиты для пожертвований.
Обратный путь в Пхуркию.
Когда небо затягивает облаками, действительность напоминает сказку.
Итого от Пхуркии до ашрама шли 3,5 часа, и еще минут 40 от ашрама до Зеро-поинт. Обратно от ашрама до Пхуркии 2,5 часа. Высоты:
Пхуркия – 3100 м
Ашрам бабы – 3500 м
Зеро-поинт – 3650 м
Пиндари трек, день 1, Багешвар — Кхати
Пиндари трек, день 2, Кхати — Двали
Пиндари трек, день 3, Двали — Пхуркия
Пиндари трек, день 4, Зеро-поинт и баба Свами Дхармананд
Пиндари трек, день 5 и 6, Пхуркия — Двали — Кхати
Пиндари трек, день 7, Кхати — Дхакури
Пиндари трек, день 8, Дхакури и Деви-темпл
Пиндари трек, день 9, Дхакури — Лохаркет