Туристические визы на 30 дней, 1 год и 5 лет.
Выдаю чеки физическим и юридическим лицам.
Обращайтесь!
E-mail: visa@india-trip.ru
Viber/Whatsapp: +79171147744
Telegram: @india_trip_ru
Фьянг находится на севере Индии, недалеко от города Лех – столицы Ладакха.
Фьянг-гомпа – буддистский монастырь 16 века, куда мы планировали заехать по пути в Ламаюру, но почему-то прозевали нужный поворот. И неудивительно: местные дороги – ровные, пустынные, с песчаными горами, воинскими частями – совершенно непривычны для нашего глаза. Засмотрелись – и проскочили мимо. Но зато уж на обратном пути смотрели во все глаза, чтоб опять не прозевать поворот на Фьянг-гомпу.
Возле монастырских ворот стоял грузовичок, на котором привезли разукрашенные скамейки, столы, арки, еще что-то, и монахи выгружали это добро и таскали наверх в монастырь.
Вход в монастырь. Злые духи не пройдут! Такие арки-чортены часто встречаются при входе в селение или в монастырь и в Непале, и в Ладакхе.
Летом в монастыре Фьянг проходит фестиваль с мистерией Цам (танцы в масках), и хранятся эти маски в храме. Наконец-то я их увидела!
Когда приезжаешь в монастырь не во время службы, то храмы закрыты. Но обычно откуда ни возьмись появляется монах и открывает для вас дверь. И здесь – первый монах открыл нам дверь в первый храм и подождал, пока мы там побудем. Потом мы у него спросили про комнату с масками, он сказал «окей» и открыл нам комнату с масками («Фотографировать нельзя, но только для вас – можно»). Затем он спросил, хотим ли мы посмотреть еще один храм, и если хотим, то надо пройти туда-то, там нас ждет другой монах, который откроет нам другой храм. Конечно, хотим. Окей, идите туда. Поднялись по лестнице, там уже ждал второй монах, который открыл нам дверь во второй храм.
Комната с масками!.. ОЧЕНЬ впечатлила, не зря я так хотела их увидеть, эти маски.
Мистерия Цам берет свое начало в древних шаманских практиках. Цель ее – нейтрализация злых духов. Это ритуальный танец, танцевальная пантомима, которую исполняют ламы, надев на себя маски, изображающие того или иного духа-хранителя. Перед этим они проходят длительную подготовку – медитируют, созерцая то божество, которое будут представлять в танце, обращаются к нему с молитвами, начитывают его мантру, представляют себя в его образе и стремятся впитать его энергию и силу, чтобы потом на время танца стать этим божеством.
Комната с масками погружена в полумрак. В ней хранятся священные статуи духов-защитников и эти маски, которые оживают один раз в году во время фестиваля. Лица некоторых божеств закрыты покрывалами. Как нам позже объяснит монах в Дискит-гомпе (в долине Нубра), лица этих духов нельзя видеть, потому что у них «стронг пауэр» (сильная энергия), а у Махакалы – «нормал пауэр», и его лицо открыто.
Один из самых почитаемых духов-хранителей в тибетском буддизме – Махакала.
Махакала – охранник и защитник учения Будды. Чаще всего он изображается тёмно-синего или чёрного цвета и имеет угрожающий вид. Он втаптывает ногами демонов и держит в руках различные устрашающие атрибуты – трезубец, чашу, сделанную из черепа (капалу) и др. По одной из версий это демон, принявший буддийское учение и ставший на его защиту, по другой версии это одно из проявлений бога Шивы (Бхайрава), и в буддийский пантеон он пришел из индуизма.
В тибетском же буддизме Махакала — гневный аспект Авалокитешвары (Авалокитешвара – воплощение бесконечного сострадания всех Будд).
Изображение Махакалы обычно есть и внутри храма, и возле входа в храм.
Кроме скульптур духов-хранителей и масок в этом маленьком храме хранится коллекция старинного оружия.
При Фьянг-гомпе есть школа для детишек. Называется “Школа философии”. Когда мы по тропинке спускались от монастыря, детишки высовывались из окон и стояли на подоконнике. Маленькие мальчишки, оторванные от родителей.