Чидамбарам – древнейший храм Шивы Натараджи, Индия

ПОМОГАЮ ОФОРМЛЯТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗЫ В ИНДИЮ
Туристические визы на 30 дней, 1 год и 5 лет.
Выдаю чеки физическим и юридическим лицам.
Обращайтесь!

E-mail: visa@india-trip.ru
Viber/Whatsapp: +79171147744
Telegram: @india_trip_ru

Храм в ЧидамбарамеЧидамбарам – старинный храмовый город с главным храмом Шивы-Натараджи, который датируется 6 в. до н.э., но мифы утверждают, что построен он намного раньше.
Натараджа – ипостась бога Шивы, главного бога в индуизме, танцующего свой вечный космический танец. Этот танец является источником жизни Вселенной. Пока Шива танцует – Вселенная существует.

Вечерняя пуджа в храме Шивы Натараджи в Чидамбараме

В храм Шивы Натараджи в Чидамбараме мы впервые попали вечером, когда начинало темнеть. Зашли и – улетели. Весь привычный мир – с его привычными концепциями, терминами, понятиями – остался где-то за гранью восприятия. Здесь иной мир, иная планета, иная галактика…

Чидамбарам, внутри храма Шивы Натараджи

Вечерняя пуджа

Вход в храм

Читайте также:Храмы
Храмы Индии
Таких мощных древних храмов нет, наверное, больше нигде в мире

Колонны храма Шивы-Натараджи

Один из алтарей храма Шивы Натараджи в Чидамбараме

Коридор храма

Это преисподняя, с чертями, их много, возле каждого бога – по нескольку. С одним рогом на голове (другой спилен для конспирации), хвост спрятан под белую браминскую юбку, в руках – дымящаяся сковородка. Они бегают с ней в полумраке от одного бога к другому. Потом начинают петь свои заклинания. Поют громко и слаженно, уливая при этом шива-лингам молоком и маслом.
Вокруг бога – в алтаре – горят десятки масляных светильников. Но этого мало. Его начинают окуривать огнем с хоровыми заклинаниями. Огненная пуджа. Люди стоят напротив алтаря, тянут руки к огню, другие подставляют ладони под струю масла с молоком.
А брамины все поют и поют, долго и мощно. И все льют и льют молоко с маслом на лингам. От их пения и от всего остального – мурашки по коже. Ты стоишь как завороженный и не можешь двинуться с места…
Потом вдруг откуда-то новые звуки – барабан и труба. Как зомби идешь на этот звук. Небольшая толпа несет бархатные носилки, в них – божество, процессия обходит храм по периметру – по длинным темным коридорам с колоннами, бия в барабан и трубя в трубу, унося своего бога. Ты идешь за ними, как привязанный.
Доходят до алтаря (одного из), останавливаются, и вдруг – прямо над головой – колокольный звон. Ты стоишь в этом звоне, оглушенный нереальностью всего происходящего, а колокола все звонят и звонят над твоей головой…
Бога укладывают спать, закрывают калитку в его алтарь, колокола замолкают, последний удар в барабан, и все расходятся. Ты еще какое-то время стоишь, потому что не можешь сдвинуться с места…
– Давай еще разок его обойдем…
– Давай…
Идешь-идешь по длинному темному коридору, среди колонн и богов, поднимаешь голову, а над головой – звезды… И вдруг голос:
– Быстрее-быстрее на выход, храм закрывается.
Бежишь скорее к выходу, но ноги не бегут, ну просто невозможно их быстро переставлять, храм не отпускает, ты снова зависаешь у Ганеши (их почему-то два рядом, один большой, другой поменьше, и разве можно мимо них пройти, не остановившись).
– Мадам, храм закрыт, вы должны аутсайд.
На секунду представляешь: храм закрылся, а тебя забыли, и ты остался в этих колоннах, с богами. Жутко… Торопишься к выходу.
…Наконец выбираешься на улицу, и только одна мысль: что это было?

Утренняя пуджа в Чидамбараме

А утром – снова туда, на утреннюю пуджу. Ноги сами несут.

Возле храма Шивы-Натараджи

Утром в храме

Чидамбарам, храм Шивы Натараджи

При солнечном свете все по-другому. Это уже не преисподняя, хотя черти по-прежнему все на местах.
Они снуют туда-сюда, расстилают священные тряпочки, расставляют медные кувшинчики, раскладывают цветочки и благовония – готовятся к утреннему священнодействию. Ты сидишь, прислонившись к колонне, и мозги твои опять отключаются.
Эту утреннюю пуджу заказала женщина, одетая в пенджаби, сидящая на ступенях в сторонке. Главный брамин подзывает ее, сажает рядом с собой, дает какие-то наставления, все пространство по периметру ограждают веревкой, чужим вход запрещен, это персональная пуджа, можно только наблюдать со стороны.
Брамин с женщиной сидят на полу внутри этого магического квадрата. Он произносит мантры, она повторяет. Остальные брамины суетятся рядом, заканчивают свои приготовления. Женщина принесла для них новые белые лунги, они удаляются переодеваться. Переодеваются прямо среди колонн рядом с богами, затем возвращаются, рассаживаются на полу и – начинается…
Мощными густыми голосами, хором, громко и быстро читают какие-то заклинания. Долго. Очень долго.
Господи, как же хочется увезти с собой эту картинку, эти звуки и эти запахи! Фотографировать нельзя. Включила диктофон на своем телефоне, хотя бы звук записать.
Тем временем двое браминов поджигают костерок, начинают лить туда масло и сыпать лепестки цветов. Остальные продолжают свой мощный речитатив. Костер разгорается все сильнее, речитатив звучит все громче.
Главный брамин перемещается к костру, над костром сооружается нечто вроде коромысла, один конец которого наклонен над огнем. В середину этого коромысла начинают лить масло, оно стекает по желобу и густыми каплями падает в огонь. Вдруг желоб засоряется, масло перестает капать, брамины останавливают процесс, прочищают желоб, наклоняют его посильнее, и капли снова стекают в огонь.
Вокруг уже собралось порядочно зрителей. Откуда-то подтянулись новые брамины, сели вокруг костра, включились в общий хор. И вчерашний барабанщик с трубачом материализовались, “бум-бум” в барабан. Нет-нет, еще рано, – останавливает их главный брамин.
Пуджа еще какое-то время продолжается, потом главный брамин что-то говорит женщине, она берет толстую пачку денег и начинает обносить всех присутствующих браминов, отстегивая каждому по несколько купюр. (Теперь понятно, почему новые брамины к концу пуджи подтянулись :-))
Потом в костер бросаются лунги, убирается ограждение, одежда догорает, пуджа заканчивается, и народ расходится.

Мы идем гулять по храму Шивы Натараджи, чтобы увидеть то, что вчера в темноте не разглядели…

Колокол в храме Шивы Натараджи

Храмовая башня

Крыша храма

Дикшитары – закрытая каста браминов

Храм Шивы-Натараджи в Чидамбараме произвел настолько сильное впечатление, что после возвращения домой я принялась рыться в интернете. И нарыла, что не случайно он такое впечатление производит.
Оказывается, Чидамбарамские брамины – не простые брамины. Это особая закрытая каста – дикшитары. Браминов-дикшитаров можно встретить только в Чидамбараме, они считают себя прямыми потомками Шивы и служат в этом храме с незапамятных времен. Пока они продолжают здесь служить и проводить пуджи – Вселенная существует. Внешностью и акцентом они отличаются от других народностей Индии.
Храм Шивы-Натараджи – единственный в Индии, где древние знания передаются из поколения в поколение устно, никаких рукописей у дикшитаров нет.
Про сокровища Чидамбарамского храма Шивы-Натараджи ходят легенды. Этот храм в разные времена одаривали императоры и махараджи, крыша главного алтаря покрыта листовым золотом, а статуи богов украшены драгоценными камнями.

Гопура - башня храма Шивы-Натараджи в Чидамбараме

Чидамбарам. Храмовый водоем

Барельеф храма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 thoughts on “Чидамбарам – древнейший храм Шивы Натараджи, Индия

  1. Татьяна Автор записи

    Нина, да) У меня тоже, Чидамбарам – одно из самых сильных храмовых впечатлений)

    1. Эмилия

      Татьяна, а в какое время суток совершается пуджа и проходит ли она ежедневно

      1. Татьяна Автор записи

        Эмилия, пуджи в Чидамбараме проводятся ежедневно утром и вечером.
        Посмотрела свои записи: вечером эта мощная пуджа с песнопениями и поливанием лингама маслом и молоком началась в 21 час, затем в 22 часа еще одна пуджа, после которой сандалии Шивы в паланкине несут всей толпой в спальню.
        Но вообще читала, что вечером пуджи начинаются с 18 часов.
        Утром мы пришли к 10 час. и застали утреннюю пуджу. Но опять же читала, что начинаются они по утрам часов в 7.

  2. Nina

    Была в храме Шивы Натараджа в 2011 году. Ощущения очень схожи с Вашими – просто за гранью восприятия и изложения. Но я заранее всё возможное в инете перечитала и тем не менее до сих пор под впечатлением. Заплатив посильное пожертвование, получила возможность пройти к алтарю. Просто чудо воочию, до сих пор пытаюсь “окунуться” в эти воспоминания. Ничего не записала, хотя очень хотелось. И очень хотклось как Вам увезти с собой звуки и запахи )))