Розабал — могила Иисуса Христа в Кашмире (Индия)

ШринагарМы сами выбираем, во что верить.
Кому-то нравится верить, что Иисус — бог, и нравится поклоняться ему. Другие выбирают верить, что Иисус — человек, по своей природе такой же как все, который в результате многолетних духовных практик достиг высочайших высот, таких, что во время распятия и физических мук на кресте смог сказать «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят»…
Верить в первый вариант проще. Поклоняться всегда проще, чем достигать высот.
Лично мне больше по душе второй вариант, т.к. в нем заключен огромный потенциал для развития: если он смог достичь, то и я смогу… когда-нибудь… не в этой жизни, конечно, и не в следующей… но когда-нибудь… быть может…

Как известно, по одной из версий Иисус не умер на кресте. Когда Иосиф Аримафейский снял Иисуса с креста, он был жив. В общем-то, в этом нет ничего удивительного. Известно много случаев, когда тибетские ламы или индийские йоги, много лет занимавшиеся духовными и телесными практиками, вводили себя в состояние, подобное анабиозу, на длительное время, и потом успешно выходили из него. Почему бы не допустить, что Иисус, 16 лет обучавшийся в индиях-тибетах духовным практикам, не проделал то же самое? И почему бы не допустить, что после этого он (с купеческим караваном, по Великому шелковому пути) снова ушёл в Индию? Всё логично: на родине его предали, ученики разбежались и отреклись… К чему там было оставаться? Тем более, его снова могли схватить.

Можно долго разглагольствовать на темы: «Бог или человек», «Где провел период с 13 до 30 лет», «Действительно ли вернулся в Индию и дожил здесь до преклонных лет»… Но я лучше расскажу про свое посещение Розабал.

Конечно, я прочитала об этом месте до поездки. Конечно, очень хотелось увидеть своими глазами.

…И вот мы в Шринагаре. Это север Индии, недалеко от границы с Пакистаном, штат Джамму и Кашмир, его мусульманская часть.

Улица Шринагара

Дома в старом городе

Здесь в старом городе на узенькой улочке возле небольшой мечети находится небольшое здание. С виду оно ничем не примечательно, кроме надписи, что здесь похоронен святой Youza Asif — Юза Асиф.
SHRINE OF HAZRAT YOUZA ASIF AND SYED NASEER-UD-DIN
(Shrine — храм, святыня, усыпальница, гробница)
(Если посмотреть в интернете фото этой вывески за прошлые годы, то написание там было другое — Youza Asouph)

Щит над входом в святыню Розабал

Дальше на большой темно-синей вывеске приводятся цитаты из Корана и Библии об Иисусе Христе. Потому что святой Юза Асиф (Асуф) — это якобы и есть Иисус Христос, который в 1-м веке н.э. прибыл в Индию, проповедовал и умер здесь в Кашмире в преклонном возрасте.

Цитаты из Корана и Библии

Текст, написанный на вывеске:

ЧТО КОРАН И БИБЛИЯ ГОВОРЯТ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ
Святой Коран говорит:
Что они (евреи) говорят, хвастаясь, «мы убили Христа Иисуса, сына Марии, посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли его, но так было сделано, чтобы это показалось им. Они все пребывают в сомнении, у них нет об этом никакого знания, а только предположения. Они не убили его. Аллах вознес его к себе. Аллах всемогущ и мудр. (Ан-Ниса 157-158)
_______________________________________
Библия говорит:
После того как Господь (Иисус) говорил с ними, Он вознёсся на небо и сел по правую руку от Бога (Марка 16:19)

Калитка закрыта на замок. Можно только подойти к окошку и увидеть внутри ещё одну стену с окном, через которое видно, как нечто большое накрыто зелёным покрывалом, расшитым желтыми арабскими текстами. На полу перед окном набросаны монеты и мелкие бумажные купюры, как это принято в Индии. Больше ничего не видно.

Можно заглянуть в окно...

Нечто, накрытое тканью

Мы поговорили с продавцом ближайшей лавочки, торгующей красивой медной посудой. Отвечал он не очень охотно, ссылаясь на то, что плохо знает английский. Тем не менее все же рассказал, что похоронены там два человека: мусульманский святой и его ученик.
— Как можно туда зайти?
— Нельзя, там закрыто.
— А кто может открыть замок?
— Никто.
— А когда его открывают?
— Только один раз в месяц 13 числа после полудня. И вход только для мусульман.

…И вот 13-го числа мы снова оказались в Шринагаре. Всё закрыто, никого нет. Похоже, продавец медной посуды нас дезинформировал.
Из мечети напротив вышли дядечки. Подхожу к ним, начинаю спрашивать, когда открывается калитка. Один из них сразу без предисловий говорит, что Христа здесь нет.
— Это не Христос.

Возле могилы Христа

Странно это все… Над входом висит большой синий щит со словами об Иисусе, но «его здесь нет, это не он»…
Не нравится местным жителям-мусульманам, что приходят сюда чужаки. И предупреждение над калиткой висит, что фото и видео запрещены. Я не сразу его заметила, и фотографировала со спокойной совестью.

…После приезда домой я посмотрела документальный фильм про Розабал. В фильме — интересное интервью. Доктор Фида Хасснайн — бывший директор Архива археологии, исследований и музеев в Кашмире, который долгое время занимался изучением этой темы. Вот некоторые интересные моменты оттуда:
1. Эта гробница до-исламского периода.
2. В фильме показана старая фотография и говорится, что деревянный гроб покрыт тканью «еврейской внешности», и что сегодняшний саркофаг — всего лишь фасад. Настоящая гробница находится в подземной камере и расположена в направлении восток-запад, как было принято у евреев.
3. В 18 веке муфтий Кашмира издал указ о святыне Розабал, в котором говорится, что Юза Асуф был пророком для народа Кашмира и пришел в Кашмир в 1 веке н.э. Даты сходятся.
4. Еще одно совпадение — это каменные отпечатки его стоп. Ученые говорят, что на них виден след, когда две стопы пронзают одним гвоздем.

Из Википедии:
Розабал

В общем, дело темное. Теоретически, эта могила вполне может быть и могилой настоящего Иисуса. Почему нет? Лично мне этот вариант кажется вполне вероятным (намного более вероятным, чем воскрешение и вознесение, описанные в Библии).
С такой же вероятностью эта могила может принадлежать и совсем другому человеку — некоему мусульманскому святому, который к Иисусу не имеет никакого отношения. Для чего тогда этот синий щит с цитатами про Христа? Видимо, для привлечения туристов. Почему тогда здесь нет туристов? (Пока мы там околачивались, не видели ни одного, ни в первый приезд, ни во второй.) И к чему все эти цитаты, если ворота вообще не открывают, и местные мусульмане строго бдят за тем, чтобы у иноверцев даже никаких мыслей на этот счет не возникало…
В общем, вопросов осталось больше, чем ответов. Да и так ли важны ответы?.. Пусть каждый верит в то, во что сам выбирает верить. Главное, чтобы это работало! :-)

Улочки старого Шринагара

Розабал — могила Иисуса Христа в Кашмире (Индия): 5 комментариев

  1. Александр

    В меня там камни полетели, когда я начал фотографировать, да расспросы расспрашивать. Местная шпана наезжала, а окружающие смотрели и делали вид что все видят, но делать ничего не будут, так что осторожнее там.

    1. Татьяна Автор записи

      Надо же… Камни — это уже серьезнее. Всякие бывают фанаты…

      1. Александр

        Какие ещё фанаты, это дети там такие, так что же ждать от взрослых.

  2. Дима

    Очень интересно. Обязательно съезжу в это место как-нибудь. Спасибо за рассказ.

  3. Александр

    «Как челок живущей в Израиле 25 лет . и изучавший библию не один год . Могу вам сказать…»
    И тебя вылечат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *