Туристические визы на 30 дней, 1 год и 5 лет.
Выдаю чеки физическим и юридическим лицам.
Обращайтесь!
E-mail: visa@india-trip.ru
Viber/Whatsapp: +79171147744
Telegram: @india_trip_ru
Сегодня последний день перед перевалом. Мы идем из Як Кхарки по направлению к Торонг Педи. Видимо, там заночуем и завтра рано утром начнем восхождение на перевал. Хочется написать это слово большими буквами – ПЕРЕВАЛ, как некое важное событие. Так оно и есть: перевал Торонг Ла – кульминация всего трека вокруг Аннапурны.
12 дней мы приближаемся к этому главному рубежу, и вот остался всего один день. Мне волнительно и тревожно, особенно в свете недавних печальных событий. Да и за наши организмы волнительно: как они справятся с такой высотой, бедолаги…
Схема высот. Даже не верится, что мы уже поднялись так высоко (красным выделен сегодняшний участок пути).
Но сказать “не верится, что столько уже прошли” – нельзя. Потому что очень даже верится! Кажется, что идем мы по этой тропе уже долго-долго… целую жизнь… Когда это было – “Первый день трека”?.. Бесисахар, Нади, Бахунданда… Кажется, это было в прошлой жизни…
Трек вокруг Аннапурны (Непал), предисловие (карты-схемы)
Пермиты и ТИМСы для трека
Вокруг Аннапурны. День первый (Besisahar – Bhulbhule — Nadi Bazar — Khorikhet)
Вокруг Аннапурны. День второй (Khorikhet – Ghermu – Syange – Jagat)
Вокруг Аннапурны. День третий (Jagat – Chamje – Tal – Karte)
Вокруг Аннапурны. День четвертый (Karte – Dharapani–Timang)
Вокруг Аннапурны. День пятый (Timang – Chame – Timang)
Вокруг Аннапурны. День шестой (Timang – Chame – Talekhu — Bratang)
Вокруг Аннапурны. День седьмой (Bratang – Dhukur Pokhari – Lower Pisang)
Вокруг Аннапурны. День восьмой (Lower Pisang – Ghyaru – Nawal)
Вокруг Аннапурны. День девятый (Nawal – Braga — Manang)
День десятый. Пещера Миларепы
Вокруг Аннапурны. День одиннадцатый (Мананг — Як Кхарка)
Итак, Yak Kharka (4050 м) – Thorung Phedi (4450 м), последний день перед Перевалом.
Вышли из Як Кхарки в 6:40.
Подходим к Летдару. Все продукты доставляются сюда либо на мулах, либо на плечах портеров.
Летдар (высота 4200 м). Для устрашения туристов (и злых духов) – скальпы горных козлов.
Сегодняшние виды, от которых снова захватывает дух
Цыточки в проталине
Тропинка сначала идет, как всегда, по склону, а затем извилистой змейкой спускается к мостику через реку.
После этого мостика – крутой подъем. Охх, эти подъемы… Как тяжело лезть вверх… Дыхания не хватает… Как этим ребятам-портерам с таким тяжеленным грузом удается так легко преодолевать все эти подъемчики?!.. Я делаю несколько шагов – и стою отдышиваюсь, а они идут вперед без остановки мимо меня, как будто нет у них на спине огромной тяжеленной ноши!..
Подъем заканчивается горизонтальной площадкой с чайным домиком, где все подолгу сидят-отдыхают.
Тропинка, по которой мы шли, – теперь прямо перед нами, на противоположном склоне ущелья. Отсюда кажется, что она такая узенькая, и эти маленькие человечки вплотную прижимаются к склону. На самом деле это не так, тропинка нормальной ширины, и идти по ней было не страшно.
Мы пьем здесь чай и съедаем по сникерсу. Еще покупаем два яблока, большие и красивые, чтоб съесть позже. Отдыхаем и продолжаем путь в Торонг Педи.
Тропа теперь идет по левому склону ущелья. Ну разве это не космос?..
После сладких сникерсов стало подташнивать. И еще я стала чувствовать сердце. Положила под язык таблетку валидола, впервые в жизни, до этого не приходилось. Результат понравился – стало хорошо: прошло и сердце, и тошнота.
Дальше начинается довольно опасный участок – узкая и грязная тропа, которая проходит через несколько камнепадов и через лавину. Жутковато идти по лавине, она довольно глубокая, спускается сверху до самой реки, расширяясь книзу. Да и по камнепадам тоже мало приятного.
“Landslide area. Step gently” – Зона оползня. Шагайте осторожно (landslide – оползень, обвал).
И дальше – то, что называется “сыпухи” – осыпной склон, покрытый слоем мелких камней.
Противоположный склон тоже довольно впечатляющий. Он почти вертикальный, припорошен снегом, который кое-где сдуло ветрами, издалека похоже на каменную стену с разводами известки.
Дальше – сыпухи под снегом. Идется тяжело, чувствуется высота. Красный спасательный вертолет пролетел над нами туда и обратно. Видимо, кому-то стало плохо.
И вот, наконец, в 11:40 приходим в Торонг Педи!
Торонг Педи встречает всех пришедших табличкой “Thanks!”
Спасибо, что добрались до нас! Вы столь любезны, что осчастливили нас своим присутствием! А завтра, пожалуйста, будьте столь же любезны взойти на перевал, уж не подкачайте! 🙂
Торонг Педи.
Где лучше ночевать перед перевалом – в Торонг Педи или Хай Кемпе?
“Phedi” переводится как “начало восхождения”. На трековых маршрутах так обычно именуется последнее жилье, где можно заночевать перед восхождением. Но в нашем случае, на треке вокруг Аннапурны, есть еще одно место для ночевки на пути к перевалу – верхний базовый лагерь High Camp (Base Camp) на высоте 4850 м. Зимой и в сезон дождей этот лагерь закрыт, но сейчас – высокий сезон, лагерь работает, и можно подняться и заночевать в нем.
У ночевки в верхнем лагере есть свои плюсы и минусы.
Плюс (существенный такой плюс) – это то, что завтра придется идти значительно меньше. Участок от Торонг Педи до Верхнего лагеря – самый тяжелый, очень резкий набор высоты, самый большой уклон на всем завтрашнем пути к перевалу.
Но! Ночевать в верхнем лагере на высоте 4850 метров… кто его знает, как организм отреагирует, если его затащить сразу на такую высоту и заставить там заночевать… сможет ли он заснуть или ответит на такое насилие головной болью и бессонницей… Это, конечно, главный минус. Ведь получается, подъем из Як Кхарки (откуда мы вышли утром) до верхнего лагеря – сразу на 800 метров…
В общем, надо смотреть по самочувствию. Если пребывание на таких высотах переносится легко, то наверно лучше заночевать в Верхнем лагере, тогда завтрашний путь будет покороче. Но если чувствуются симптомы горняшки, то лучше все же заночевать в Торонг Педи на 4450, чтоб не пришлось завтра вместо подъема на перевал срочно спускаться обратно.
Есть и еще вариант – первую ночь провести в Торонг Педи, а вторую – в верхнем лагере.
Наш гест в Торонг Педи.
Столовка
В столовке сладко спали два больших лохматых сенбернара. Видимо, их используют спасатели для поиска людей, засыпанных лавиной.
Мы заселились в гест, пообедали яичницей, отдохнули – и решили сходить вверх в сторону хай кемпа (верхнего лагеря) на разведку и для акклиматизации, т.к. на таких высотах ночевка должна быть ниже, чем верхняя точка за день.
Начало подъема к верхнему лагерю.
Подъем сразу очень крутой. Тяжело! Даже без рюкзаков тяжело, а завтра придется подниматься с рюкзаками.
Подумали-подумали и решили на завтра взять портера – отсюда до перевала, дальше не надо, только на подъем. Договорились за 3 тысячи рупий.
(В нашем гесте запросили 5 тыс., после торга снизили до 4-х, дальше никак. Пошли в соседний гест и там договорились за 3 тыс.)
Договорились выйти в 4 часа утра. Из Торонг Педи все выходят задолго до рассвета, потому что перевал надо пройти до полудня, т.к. потом там начинают дуть сильные ветра.
Вечером в столовке собралось много народу, все столики заняты.
Здесь работает приятная пара – европейская девушка и местный парень с длинными дредами и с электрогитарой.
– Из какой вы страны? – спрашивают они нас.
– Россия.
– О, у вас там в Сибири – йети! Снежный человек. Мы по “Дискавери” смотрели. Знаете?
– Опять? Сейчас?
– Нет, не сейчас, в 1954 году его там видели.
– Аа, это мы знаем… 🙂
Прикольно, кто-то всю историю России знает (парнишка-повар в Братанге), а у кого-то Россия с йети ассоциируется. 🙂
После ужина сразу ложимся спать. Ставим будильник на 3:30. В 4:00 нас должен ждать портер в соседнем гесте.
Не дает покоя мой вчерашний сон про смерть. Боюсь завтрашнего дня. Как поведет себя организм на такой высоте?..
Господи, помоги нам завтра!!
Карта 12-го дня: Як Кхарка – Торонг Педи.
На этой карте тоже видно, что от Торонг Педи до Хай кемпа расстояние совсем небольшое, а перепад высот почти 400 метров, значит, на этом участке подъем должен быть довольно крутым.
Читайте продолжение: Наш подъем на перевал Торонг Ла (13-й день трека вокруг Аннапурны)
возможно ли откуда-то улететь, если станет плохо? что там с аэродромами?
Аэропорт есть в Хумде (его еще называют “аэропорт Мананг”). Когда идешь от Верхнего Писанга в Навал, внизу хорошо видно взлетную полосу.